Кто хочет стать школой-миллионером? Часть 2 05.06.2019

Так вот, к командам по созданию дизайна образовательной среды коридоров школы № 1065 присоединились родители и учителя. Первое, что сделали команды проектировщиков, состоящие из учеников 2–11-х классов – это произвели обмер помещений и создали масштабный план помещения. После чего определили техническое назначение помещения, придумали, какие виды деятельности можно будет вести в обновленных коридорах и холлах. И приступили к планировке.
Кто хочет стать школой-миллионером? Часть 2

В технике аппликации были созданы эскизы будущих помещений. Конечно, эскизы получились в основном «отдыхальческие», на них множество диванов, кресел и других сидячих мест. Здесь у нас определённо дефицит. В итоге мы получили одиннадцать дизайн-проектов разных коридоров и холлов школы. Что с ними делать дальше? Безусловно, дорабатывать и воплощать.

Но здесь есть определённые трудности.

Учительские трафареты

На одно из образовательных событий пришёл одиннадцатиклассник:

– Здесь вы занимаетесь дизайном школы?

– Да.

– Нам сказали, что каждый класс сможет нарисовать на стене свой логотип и вообще разрисовать стену как хочет.

Таким образом мы узнали, как представляют дизайн образовательной среды классные руководители, передающие информацию детям. Процесс создания дизайна образовательной среды представляется им как «что-то нарисовать» на стенах.

Мы собрали учителей и рассказали им, что дизайн образовательной среды – это не просто рисунки на стенах или методические материалы, развешенные по коридорам.

Когда разговор заходит о методических пособиях, я лично вспоминаю пыльные портреты в кабинетах химии, литературы, таблицу Менделеева, которая хоть и полезная, но почему-то у нас не было потребности смотреть на неё.

Дизайн образовательной среды и предметно-развивающая среда не могут быть застывшими, иначе от них пользы не больше, чем от запрещающих табличек.

Когда есть опасность каких-либо лишений за несоблюдение запретов, тогда мы обращаем на них внимание. Когда есть камеры на трассе, мы соблюдаем скоростной режим, когда же камер нет, мы превышаем и нарушаем. Ровно такая же история с методическими материалами на стенах школы.

В этом мы сошлись с учителями.

Антивандальная школа

Недавно после образовательного события я решил разместить проекты на стене в одном из холлов. И тут я почувствовал на себе всю силу антивандальной краски и обоев. Я пытался приклеить проекты на скотч – он отклеился, пытался привязать к потолку верёвки – они упали, пытался закрепить их на канцелярские булавки – они согнулись.

О каких результатах деятельности может идти речь, если всё сделано по принципу «лишь бы не сломали»?

Какую моральную установку получают вандалы, видя надпись «антивандальная краска»? Конечно же – «поцарапать». И здесь действует такое же правило. В пустых коридорах не хватает только мягких стен, чтобы окончательно приравнять школьные коридоры к известным учреждениям, цель которых – не повредить помещение и пациента.

Ещё Шекспир сказал: «Из ничего не выйдет ничего».

А теперь представьте, что стена может быть «говорящей» и может сама по себе вовлекать вас в какую-то деятельность и даже обучать вас чему-то. Я не говорю об интерактивных панелях и суперсовременных технологиях. Порой хватает только одной фразы, чтобы запустить мышление.

Например, если вы когда-нибудь были в мастерской художника, то знаете, что с первого взгляда она похожа на захламленную кладовую, но на самом деле всё в этом помещении имеет своё функциональное назначение. Что-то для работы, что-то для вдохновения, что-то для того, чтобы перекусить. Кажется, это называется «творческий беспорядок». Сама комната может создавать образы, которые будут воплощены на картинах.

Художнику требуется постоянная подпитка и в то же время всё должно быть удобно, чтобы в любой момент вдохновения можно было что-то нарисовать или слепить. Нужно иметь возможность разместить в мастерской холст любого размера, не бояться запачкать краской стены и предметы в комнате, поэтому в мастерских художника как правило очень интересно. Даже самому художнику. Также интересно должно быть ребёнку в школе. Среда должна побуждать к творчеству и решению интеллектуальных задач.

Школа – дом?

После образовательного события по проектированию дизайна образовательной среды ко мне подошла второклассница и сказала: «У нас какой-то дом получился, а не школа».

А может ли школа быть домом, подумал я в тот момент, или не может? А может быть, она должна быть домом, и тогда изменится отношение к ней?

Если совместить приятное с полезным, то можно запросто и подготовить школу к учебному году, и получить приз в несколько миллионов рублей, и попутно повысить качество образования в своей школе и сделать её местом притяжения детей.